вторник, 21 апреля 2009 г.

Великая Схизма



Есть один вопрос, который волнует многих наших граждан, а именно: "Почему в мире так много различных Христианских Церквей"? Почему верующие в Христа люди не могут объединиться и быть одним целым, как заповедал их Господь, сказавший: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня". (Иоан.17:21)

Как видим, эта просьба Иисуса пока что не исполнилась. Разделение среди христиан продолжают множиться, различия между деноминациями продолжают увеличиваться. И может быть, поэтому никак не может исполниться вторая часть просьбы Сына Божьего: "- да уверует мир, что Ты послал Меня!" Может быть, видя такую разобщенность, а порой и враждебность друг к другу, различных Церквей, люди мира сего не верят, что Бог находится среди них. Посему наиболее виноватыми перед Богом становятся те иерархи, которые понимают, что Христос находится в любой церковной организации, где есть верные Ему, но в то же самое время продолжают настаивать на безблагодатности других Церквей, называя их пренебрежительно сектами. Там нет Христа, там нет благодати, там нет Духа Свята, говорят они как заклинание. Христос истинно пребывает в Церкви Своей, со всеми Своими дарами и Своей благодатью, а это есть подлинная церковь Божья, та, которую представляем мы. И кроме нашей деноминации Христа нет нигде, ибо все равно отступили от Бога, и вышли за границы нашей Церкви, а там уже, куда они отступили, нет ни Христа, ни Духа Свята, ни благодати.

Слыша подобные речи от своих пастырей, люди начинают задумываться о том, по какой причине случился этот раскол?

Думаю, что главная причина здесь – жажда власти у церковных иерархов. Ведь человеку всегда мало. Он хочет иметь всё больше и больше, и вследствие этого вступает в конфликт с другим человеком, который тоже, в свою очередь хочет иметь больше того чем владеет в настоящее время. И тут начинается конфликт самолюбий, конфликт интересов. Все люди в этом так похожи друг на друга!

А теперь я предлагаю заглянуть в историю Церкви и посмотреть, как произошел самый первый раскол некогда единой Церкви Христа.
Принято считать, что великий раскол – великая схизма, произошел в 1054 году. Хочу пояснить, что такое схизма. Схизмой называют состояние, когда определенные поместные церкви теряют единство между собой. Схизма, или раскол, не единичное разовое событие, а длительный процесс отчуждения церквей. Поэтому не точно считать какую-либо определенную дату, в том числе и 1054 год, датой раскола, а только началом официального разрыва отношений.

А теперь давайте заглянем в летописи и посмотрим, как протекали события в Константинополе в 1054 году. Что собственно стало причиной раздора и окончательного размежевания единой Церкви на Восточную и Западную.

Летним днем, в субботу 15 июля 1054 года, в константинопольский храм св. Софии в начале богослужения вошли кардинал Гумберт и два других папских легата и проследовали в алтарь. Они пришли не молиться. Послы, приехавшие в Константинополь для переговоров о примирении, обратились со словом к народу, жалуясь на упорство их патриарха Михаила, затем положили на престол буллу о его отлучении и вышли вон. Выходя из храма, кардинал отряхнул пыль с ног и произнес: «Видит Бог и судит». ...Сначала все, пораженные, безмолвствовали. В великом смятении за кардиналом побежал диакон и умолял его взять буллу назад. Но тот отказался, и она упала на мостовую. Тогда буллу отнесли патриарху, который сначала ее брать не стал, но потом, опасаясь, что она будет обнародована без его ведома, взял и повелел перевести на греческий язык.

На самом деле распря между Западом и Востоком христианского мира началась еще в IX веке, но шла лишь на уровне иерархов Церкви. Принимали в ней участие и светские владыки, например Карл Великий, навязывавший нравящийся ему догмат о филиокве.
По сути своей, догматические различия между двумя Церквами ничтожны. Например, упоминавшееся филиокве - догмат о нисхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Учение о Святой Троице настолько трудно постигаемо, что такое толкование вполне может иметь место, это признают сегодня и многие православные богословы. А католические уже не держатся за этот догмат со средневековым упорством.
Но всё же, они с прежним упорством продолжают настаивать на взаимном неприятии друг друга, хотя и делают время от времени показные жесты миролюбия и высказывают сожаления о том, что противная сторона упорствует в своей ереси и придерживается неправильного учения.

История Церкви показывает, что разделение обычно возникает в том случае, если христианами не преодолевается искушение властью и если в отношениях между церквами начинает использоваться сила иная, чем любовь. Особенно явным это стало после того, как император Константин в 310-м году прекратил в Римской империи государственные гонения на христианство, а затем предложил союз Церкви и Государства. Согласие на этот союз привело, конечно, к взаимным влияниям и обязательствам, в результате которых Церковь получила возможность использовать силу государственной власти для решения своих проблем, то есть почувствовала вкус политического влияния. Но Церковь в принципе не может жить такими силами и таким духом.

Когда Церковь становится одним из государственных институтов, то она начинает и действовать соответственно.

А что такое государство? Давайте сформулируем:
Государство - это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом, располагающая аппаратом принуждения и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом.

Скажите, мог ли Христос воспользоваться государственным строем тогдашнего Израильского государства для установления Своего Царства на земле? Да, конечно мог. Но Он отказался от этого: "Царство Моё не от мира сего", сказал Он. Почему Он так сказал? Да потому что Его Царство не может быть аппаратом насилия из-за своей неземной сущности основанной на любви. Бог есть Любовь, сказал апостол Иоанн, а разве совместимы любовь и насилие? Русская пословица говорит: Насильно мил не будешь! И это верно во всех случаях, а наипаче в Царстве Небесном.

Вот главный манифест Царства Небесного, который провозгласил Господь Иисус Христос: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". (Иоан.13:34,35)

Вот на каких принципах будет устроено Царство Небесное. Вот на каких принципах должны строиться как межличностные отношения в Церкви, так и отношения между различными Церквами. А если люди хотят строить Царство небесное при помощи государственного насилия, как они это привыкли это делать со времён Императора Константина, то в конце их обязательно постигнет большое разочарование. Поверьте, Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то он и пожнет. Поступающие по законам мира сего, которые есть насилие, пожнут тление, а поступающие по законам Царства, которые есть Любовь, пожнут жизнь вечную.

После того как Церковь стала пользоваться методами насилия, недолго пришлось ждать и казни еретиков. Первый из них, Присциллиан, епископ Авильский, был обвинен в ереси другими испанскими епископами на очень шатких основаниях и осужден на двух соборах, созванных в Сарагосе — в 380 году и в Бордо — в 384 году. После чего Присциллиан обратился к императору, но оправдания не получил. В 385 году его вместе с четырьмя учениками казнили. Увидев это, епископы Амвросий Миланский и Мартин Турский прервали общение с епископами, выступившими за смертную казнь. Но послушное большинство в Церкви молчало, и впоследствии использование государственного насилия стало обычной церковной практикой.

В дальнейшей истории взаимоотношений Греческой и Латинской церквей позитивных изменений практически не было. Основные усилия Латинской церкви, начиная с XVI века, были направлены на борьбу с реформацией, что не могло не повлиять и на отношение к Греческой церкви. Но чем больше проходило времени, тем сильнее среди латинян распространялось убеждение, что Церковь Христова может быть лишь там, где верующих окормляет папа, преемник Святого Петра. И уже с начала XVIII века в католическом богословии утвердилось мнение, что все таинства, совершаемые вне пастырского попечения папы, незаконны. Все с большей убежденностью католики настаивали на том, что не может быть Церкви там, где верховному пастырю не оказывается безоговорочного послушания.
Греческие патриархи были очень обеспокоены сомнениями католиков в правах греческих церквей на совершение святых таинств и новой практикой латинской миссии среди православных. В июле 1755 года патриархи Константинополя, Александрии и Иерусалима собрались в Константинополе и издали совместное заявление: «Мы, милостью Божией возросшие в Православной церкви, подчиняясь канонам св. апостолов и отцов, признавая только единую, нашу святую, соборную и апостольскую Церковь, принимающие ее таинства, а следовательно, и святое крещение, но считающие таинства еретиков неприемлемыми, чуждыми апостольской традиции и изобретением испорченных людей, если эти таинства не совершаются так, как Святой Дух заповедал это апостолам и как это делает Церковь Христова до сегодняшнего дня, — мы отвергаем их в совместно принятом решении, и отныне мы принимаем приходящих к нам обращенных из Католичества как неосвященных и некрещеных...»

Напряженность и противоречия между латинянами и греками возросли в XVIII веке настолько, что для них уже стало невозможным назвать другую сторону Церковью Христовой. Западная Церковь стала отрицать возможность совершения таинств епископами и священниками, не подчиненными папе. Греческие церкви, в свою очередь, отрицали полномочия отделенной от них Католической Церкви совершать таинства. Тем самым обе стороны претендовали на то, что Господь только им одним передал таинства для верного их использования. Отныне каждая из сторон считала себя единственной истинной Церковью Христовой, единоспасающей благодатной Церковью. С этого момента греческие и латинские церкви существуют раздельно.

А теперь давайте зададим главный вопрос: Могут ли эти Церкви свидетельствовать миру о Христе? Примет ли мир это свидетельство? Ответ однозначный – нет! Почему? Да потому что сам Христос сказал: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь друг к другу! О какой любви можно говорить, когда с обеих сторон одна ненависть?! Вот мир и не видит в них учеников Христа. Поэтому люди и не идут в Церковь, когда у них начинаются поиски ответа на вопрос о смысле жизни. Они с большей охотой идут в восточные культы и в изотерику. Там всё просто и понятно. Там о любви нет и речи. Что говорят, то и делают. Говорят, читай мантры и станешь счастливым, люди читают и уходят из повседневности в мир иллюзий и грёз. Что хотели, то и получили.

С Христианством так не получится. Там должна быть любовь верующих ко Христу и друг ко другу. Но если на словах она есть, а на деле её нет, то у людей и возникает вопрос, который я озвучил вначале: Почему в мире так много различных Христианских Церквей"? Почему верующие во Христа люди не могут объединиться?"
На основании всего вышесказанного возникает ответ: "Из-за отсутствия любви!" Историческая Церковь отвергла главный принцип Царства Небесного: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. " Поэтому Церковь не выдержала испытание властью. Когда Император Константин предложил ей разделить с ним власть, она согласилась. Она не стала ждать, терпя страдания, унижения и муки, когда её Небесный Жених придёт за ней и посадит её на Небесный Престол рядом с Собой. Она захотела царствовать здесь и сейчас. Потому она и представлена в Апокалипсисе женой, сидящей на звере багряном.

Давайте прочитаем эти страшные слова: "И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.
И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.
Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим.
(Откр.17:3-6)
Это отвратительная и пугающая сцена. Многие богословы сходятся во мнении, что за образом зверя стоит антихрист, управляющий возрожденной римской империей. А символизм, стоящий за образом жены объясняется нам в 18-ом стихе этой главы: "Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями". А в 9-ом стихе этой главы нам будет дано более ясное объяснение, раскрывающее образ этого города: "Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена".
Как известно, город Рим был построен на семи холмах. Так что в этих стихах вполне определенно можно усмотреть образ Рима. Однако таким центром может оказаться и Женева, где сегодня располагается главный офис всемирного конгресса церквей. По старинному преданию Москва стоит на семи холмах, Но о московских холмах начали упоминать лишь с конца XV века, когда о Москве заговорили как о Третьем Риме.

Всё же я думаю, что и в Католической Церкви, и в Православной Церкви, и в Протестантских Церквях, есть много истинных верующих. Все истинные христиане, независимо от того, какие церкви они посещают сегодня, будут однажды восхищены. И это приведет к тому, что на земле останется только впавшая в вероотступничество церковь. Вместо того чтобы являться "невестой Христа" она будет именоваться "блудницей".
Когда истинная церковь оставит эту землю в момент восхищения, те люди, которые притворялись, лицемерно скрываясь под маской христианина, вступят в период Великой Скорби. В 7-ом стихе 2-ой главы 2-го Послания к Фессалоникийцам Павел писал о тайне беззакония: "Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь". И данная лжецерковь, как полная противоположность истинной церкви, являющейся непорочной невестой Христа, станет воплощением действия этой самой "тайны беззакония".

Вот к чему привела Симфония Церкви с Государством. Сначала к казням инакомыслящих братьев по вере, потом к расколу, потом к религиозным войнам, а в конце истории, как нам свидетельствует апокалипсис, к полному и окончательному уничтожению.
Но вернемся к нашему повествованию и рассмотрим ещё одно разделение, которое имело место в Западной Церкви. Речь пойдёт о Реформации. И здесь уместно задать вопрос: Чем этот раскол отличается от Великой схизмы.

Для начала давайте прочитаем историческую справку о событиях Реформации. О том, что предшествовало этому событию, о причинах возникновения и о последствиях Реформации для народов Европы и всего мира.
Реформа?ция (от лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке, направленное на реформирование церкви в соответствии с её первоначальными канонами.
Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира 1648 года[1], по итогам которого религиозный фактор перестал играть важную роль в европейской политике.
Основной причиной Реформации являлось недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви, которое сопровождалось экономической узурпацией.

Одним из основных последствий реформационного движения стало появление протестантизма, который получил распространение во всей Европе в вероучениях Лютера (Германия, скандинавские страны, Прибалтика), Жана Кальвина (Швейцария, Шотландия, Нидерланды, Франция, Англия) и учении анабаптистов. Из которого впоследствии возникли многочисленные неопротестанские деноминации.

С католической точки зрения, протестантизм представлял собой ересь, самовольный отход от богооткровенных учений и установлений церкви, ведущий к отступничеству от истинной веры и попранию моральных норм христианской жизни. Традиционный католический взгляд на Реформацию изложен папой Пием X в энциклике Editae saepe (1910 года). Основатели Реформации были по его мнению «...людьми, одержимыми духом гордости и мятежа: враги Креста Христова, ищущие земного... чей бог – их чрево. Не исправление нравов замышляли они, но отрицание фундаментальных догматов веры, породившее великую смуту и открывшее им и другим дорогу к беспутной жизни. И после этого... они смеют называть свой бунт и свое разрушение веры и морали «реставрацией» и величают себя «реставраторами» древнего порядка. В действительности они – истребители его.
С протестантской точки зрения, напротив, именно Римско-католическая церковь уклонилась от богооткровенного учения и порядка первоначального христианства и тем самым отделила себя от живого мистического тела Христа. Гипертрофированное разрастание организационной машины средневековой церкви парализовало жизнь духа. Спасение выродилось в своего рода массовое производство с пышными церковными обрядами и псевдоаскетическим образом жизни. Сверх того, она узурпировала дары Св. Духа в пользу касты клириков и таким образом открыла дверь всевозможным злоупотреблениям и эксплуатации христиан испорченной клерикальной бюрократией, центр которой – папский Рим, чья развращенность стала притчей во языцех для всего христианства.

Протестантская Реформация, напротив, далекая от еретичества, служила полному восстановлению вероучительных и нравственных идеалов подлинного христианства.
Теологическая структура протестантизма, созданная реформаторами, опирается на три фундаментальных принципа, которые объединяют их несмотря на различные интерпретации этих принципов. Это: 1) учение об оправдании только верой (sola fide), вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий; 2) принцип sola scriptura: Писание содержит Слово Бога, которое обращается непосредственно к душе и совести христианина и является высшим авторитетом в вопросах веры и церковного богослужения, вне зависимости от церковного Предания и любой церковной иерархии; 3) учение, согласно которому церковь, которая образует мистическое тело Христа, представляет собой невидимое сообщество избранных христиан, предопределенных к спасению. Реформаторы утверждали, что эти учения содержатся в Писании и что они представляют собой истинное божественное откровение, искаженное и забытое в процессе догматического и институционального вырождения, которое привело к римско-католической системе.

В католичестве священник благодаря своей духовной власти, полученной во время ординации (посвящения в сан), обладает монополией на таинства, которые являются каналами божественной благодати и как таковые необходимы для спасения. Эта сакраментальная власть возвышает священника над мирянами и делает его священной персоной, посредником между Богом и человеком. В лютеровской системе такой сакраментальной власти не существует. В тайне оправдания и спасения каждый христианин непосредственно имеет дело с Богом и мистического единения с Христом достигает благодаря своей вере. Каждый христианин делается священником через свою веру. Лишенная сакраментальных полномочий – своего учительства и своего священства, вся институциональная структура церкви рассыпается. И Церковь отныне становится единым живым организмом избранных и искупленных Богом Людей, призванных возвещать Его совершенство и Его любовь во всём мире.

Вот, я представил вам краткий обзор церковной истории, который включает в себя Великую Схизму и Реформацию, после которых образовались три самостоятельных христианских деноминации; Католичество, Православие и Протестантизм. Буду рад, если вы сделаете правильные выводы. Да благословит вас в этом Господь!



1 Великая Схизма и Реформация. "Как сквозь тусклое стекло"

Комментариев нет: