вторник, 21 апреля 2009 г.

Новозаветное Священство


Новозаветное Священство, явление очень неоднозначное, надо сказать, особенно в так называемых Христианских странах, где давно существуют исторически сложившиеся Церковные Организации с большим грузом преданий, традиций и правил.
Но, давайте по порядку. Поговорим сначала о Ветхозаветном священстве. Нам следует понять, для чего нужны священники и какую функцию Бог предназначил им исполнять на земле. Для этого откроем Библию и прочитаем, что там говорится о священниках и о священстве.
Поначалу Бог хотел, чтобы весь народ Израиля, все 12 колен были священниками, поэтому Он и сказал: Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. (Исх.19:5,6)
Бог изначально хотел, чтобы весь Израиль стал царством священников, чтобы все колена стали священниками. Но из-за того, что они не вошли в землю Кадес-варни, а потом испугались и отказались говорить с Богом на горе Синай, к тому же сотворили золотого тельца и поклонялись ему, пока Моисей на горе Синай принимал закон Божий, только одно колено Левия было избрано в священники.
Первосвященником стал Аарон, брат Моисея и от него все ветхозаветные священники стали именоваться священниками по чину Аарона.
В их обязанности входило служить при скинии, а позднее при Храме, приносить всесожжения, и мирные жертвы, возносить молитвы и каждения, а также научать народ Закону Божьему.
Но в Книге Бытие задолго до Аарона есть упоминание о неком таинственном священнике Мелхиседеке, о котором говорится, что он был Священник Бога Всевышнего. А повествуется о нем в связи с Авраамом, которого он благословил, и которому Авраам выделил десятую часть из всей военной добычи. О нем же говорится и в предпоследней Книге Библии, - Послании к Евреям.
Давайте прочитаем из 7-й главы? Начнем с 1-го стиха и закончим 17-м. Итак читаем: Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет.
И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
И это еще яснее видно [из того], что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. (Евр.7:1-17)
Из приведенного отрывка становится понятным, что став первосвященником по чину Мелхиседека, наш Господь получил возможность назначать священников и ставить их на служение, уже не по чину Аарона, но по чину Мелхиседека. Ибо по воскресении Иисуса Христа изменился Завет, то есть договор Бога с людьми. Ветхий, то есть старый Завет был отменен, и был заключен новый. А как у старого Закона были служители – священники, так и у Нового Завета, появились служители, то есть священники.
Представьте себе, дорогие друзья, что те священники во главе с первосвященником Анной и Каиафой, которые подписали смертный приговор Иисусу, после Его воскресения перестали быть священниками, а стали ими никому не известные рыбаки из Галилеи и их ученики. Вся пышность обрядов и жертвоприношений Иерусалимского Храма была в одночасье упразднена и по прошествии 70 лет от Рождества Христова сам Храм перестал существовать, был упразднен Богом за ненадобностью. Началась Новая Эра, Эра новозаветного священства.
Теперь представляется мне важным и необходимым снова заглянуть в Библию и прочитать, что там говорится об этом новом священстве. Как они служили Богу, как себя вели, какие обряды исполняли, в какие одежды одевались.
Читаем из Книги Деяний Святых Апостолов из 2-й главы с 42-го по 47-й стих: И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее.
И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. (Деян.2:42-47)

Из этого отрывка мы видим, что эти священники, получив свое священство от Бога не стали шить себе пышные одежды, разрабатывать сложный ритуал и писать тексты литургии, не стали прямо здесь же строить храм и украшать его иконами, а в простоте и радости сердца стали собираться по домам. Когда же становилось тесно, или когда их выслеживали, они собирались в лесах, в пещерах и в катакомбах.
Служение Новозаветных Священников отныне заключалось в проповеди Евангелия всем народам, в молитвах, прошениях и благодарениях за всех людей, живущих на земле, а также в научении себя и окружающих Писанию, как Ветхого, так и Нового Завета.
Вся их литургия состояла из совместных молитв о хлебе насущном, и в прославлении Бога. Потому что спасенная душа не может молчать и кричит и поет от радости. Также в эту литургию входили долгие и неторопливые беседы о Христе, о том, что Он сделал для них, мечты и планы о Царстве Небесном, которое вот-вот должно наступить.
Все обряды, которые исполняли эти новоиспеченные священники, заключались в крещении и хлебопреломлении, как написано: преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. Которых они и крестили.
То есть они исполняли только то, что заповедал Господь Иисус Христос, крестить спасенных людей, которых Господь прилагал к Церкви, и вспоминать о ломимом теле Христа и о Его пролитой крови. Это потом уже, 300 лет спустя официальная Имперская Церковь провела разделение на клир и мир. То есть разделили всех верующих на мирян и священство, о чем Господь не говорил и чего не устанавливал. Эти новоиспеченные священники, пошили себе пышные одежды, придумали кроме двух обрядов, заповеданных Господом, ещё дюжину других и расписала как по нотам множество литургий, где не оставалось уже места для неспешных дружеских бесед, сопровождавшихся совместно трапезой. Да и сами вечери любви, так называемые агапы, были отменены церковным начальством и на причастие, человек должен был приходить, предварительно попостившись и исповедавшись у священника.
Конечно, не от хорошей жизни церковники ввели эти запреты. А потому что со становлением в Римской Империи христианства, как официальной Государственной Религии в Церковь хлынул поток совершенно неверующих людей. Одни шли, чтобы получить должность при дворе, другие, чтобы иметь купеческие привилегии, а третьи, и таких было большинство, чтобы не подвергаться гонениям, как язычники и не стать изгоями в собственной стране. Эти люди, не имеющие Духа Божия и страха Божия, превратили эти вечери любви в обыкновенные попойки. На этом апостольская Церковь закончила свое существование.
Я считаю, что разделившись на священство и мирян, Церковь потерпела катастрофу, которой нет аналога во всей истории Христианства.
Во-первых, это разделение вывело мирян из управления Церковью, как недостойных. А клириков побудило создавать все более странные и запутанные обряды и установления, которым нет основания в словах Христа, но зато есть от них ощутимая польза всему сословию священнослужителей, как профессионалов, которые знают и умеют то, что не знают и не умеют остальные, непосвященные.
Куда делась святая простота первых христианских общин, где все были равны, каждый мог внести свою лепту в строительство невидимого тела Христова – Церкви и у пресвитеров не было времени для мудрствования и обособления от паствы, потому что никакой привилегии, кроме мученичества за веру он от этой должности не имел. С введением же института священства все изменилось кардинально. У людей, ставших во главе государственной Церкви, появился интерес и вкус к наживе и к власти. Потому что пост пресвитера отныне не означал привилегию быть убитым первым, но открывал реальный вход во властные структуры Империи и тем самым давал возможность как потешить самолюбие, так и пополнить свою казну.
Да, скажу вам, препечальная картина открывается при взгляде на Церковь – Невесту Христа, которая склонила свою голову под одно ярмо с неверными, отказавшись от простоты во Христе в угоду амбициям клира и велениям государства, которое по определению является всего лишь аппаратом насилия.
Я прочитал много статей из интернета, когда готовился к этой беседе и там многие люди утверждали, что в нашей исторической Церкви есть-таки всеобщее священство верующих, во главе с клиром. Но я позволил себе с ними не согласиться, по той простой причине, что священство не подразумевает над собой никакого начальства кроме Христа, ибо написано: Един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. (1Тим.2:5) (Матф.23:8-10)
Но довольно об этом. Я не ставил перед собой задачи критиковать нашу историческую Церковь. Моя мысль простирается к тому, что мне роднее и понятнее. А именно к Церкви Евангельской. Которая в отличие от Исторической декларирует отказ от многовековых наслоений в виде преданий старцев, и устанавливает принцип, только Писание, только Вера, только Благодать!
Наряду со всеми апостольскими принципами в Евангельской Церкви заявлено всеобщее священство. Но существует ли оно, это всеобщее священство на самом деле? В реальности? Не наметилась ли тенденция к обособлению тружеников алтаря от всей остальной паствы? Здесь выражение – Труженики алтаря – я беру в кавычки, потому что в алтарь имеют доступ все священники. На мой взгляд, в некоторых Протестантских Церквах, такая тенденция просматривается! Где туманно, а где все более отчетливо с пугающей реальностью можно увидеть явное расслоение всеобщего священства на так называемых служителей и прихожан.
Поговорим сначала о служителях. Давайте спросим: Кому они служат? Задайте этот вопрос любому служителю, и он ответит – я служу Богу, иногда скажет – я служу Церкви, своим братьям и сестрам и уж совсем крайне редко можно услышать, что служитель служит всем людям, включая и бомжей и наркоманов и бывших заключенных. Это очень радостно слышать и это очень похвально!
Но сразу же возникает вопрос: а чем занимаются прихожане? Раз есть такое разграничение на прихожан и служителей, и если служители служат, то резонно предположить, что прихожане приходят. А куда они приходят? Они приходят в дом молитвы. А зачем они приходят? Чтобы служители им послужили, кто назиданием, кто поучением, кто псалмом, кто наставлением. А что же прихожане, которые на самом деле тоже священники? Служат ли прихожане? Да! Конечно! Ответит вам любой служитель. Некоторые из них служат молитвой о церкви, городе и стране. Другие служат своим братьям и сестрам, посещая больных и заботясь о престарелых. И к тому же все они служат Церкви своими материальными пожертвованиями.
Вы посмотрите! Ведь служат же! А в то же время служителями-то и не называются. Так – прихожане! Впрочем, это слово не очень популярно у Евангельских верующих, а популярно другое – члены Церкви. Это у Лютеран прихожане, а у нас все члены Церкви, все царственное Священство. Но почему же, тогда, одни члены Церкви называются служителями, а другие рядовыми членами Церкви?
Взять, к примеру, хористов. Их называют левитами и служителями. Они поют в хоре, прославляют Бога, назидают и ободряют Церковь. Они служители. А те, кто петь не умеют, они уже не служители. Те, которые ходят раз в неделю с церковной кружкой для пожертвования – служители, а те, которые сидят в рядах и жертвуют – нет! Где же здесь логика?
Знаете, наше отношение к вещам и событиям видно уже в том, как мы их называем. Как мы к этому относимся, так мы это и называем. Вот, к примеру – Елизавета – Королева Англии! Звучит гордо, не правда ли? Или же Мгувана Второй – туземный царек из Верхней Вольты. Звучит непрезентабельно, ведь так же? Сразу видно отношение. Так же и в нашем случае. Все вроде бы Цари, все вроде бы Священники, только одни служители, а другие – прихожане, или, если угодно – рядовые члены Церкви.
Я регулярно читаю письма от слушателей. И, скажу вам, много нареканий в них нахожу от рядовых членов Церкви в адрес служителей. Особенно пресвитеров. В чем основные претензии? Как правило, претензии к пресвитеру, в том, что он самовластно правит общиной при поддержке клана родственников. А если кто имеет свои мысли по этому поводу, то его легко поставить на замечание, за непослушание Церкви, а потом и вообще отлучить, как упорствующего в своем грехе. В некоторых деноминациях есть так называемые Епископы. Бывает, что прихожане доходят до самого Епископа со своими жалобами, но, как правило, ответ отрицательный, потому сам Пресвитер назначен Епископом.
Впрочем, чтобы не быть голословным, я зачитаю пару выдержек из писем, естественно без имен и фамилий.
Вся беда в том, что наш пресвитер, как и Римский Папа, никому не подотчётен. Решение пресвитера - истина в последней инстанции и подлежит немедленному исполнению. Апеллировать у нас некуда и некому. Этот факт и является определяющим в превышении пасторами полномочий и всяческих злоупотреблений в применения высшей меры наказания - отлучения. Рядовой член церкви научен с кафедры, что если пастор вычеркнет шариковой ручкой его фамилию из церковной книги, то его душа сразу же направляется в ад. Не поможет даже десятина, которую он регулярно приносил в церковную сокровищницу. Но лично я считаю, что Пастор не имеет доступа к Книге Жизни. Она же хранится на небесах у Агнца.
Особенно увлекаются церковной властью молодые пресвитера, пришедшие в церковь на волне перестройки. Эти уверенные в себе служители, как правило, имеющие богословское образование, немилосердно и беспощадно изгоняют лучших сыновей и дочерей Церкви, тела и души которых покрыты шрамами, полученными ими в борьбе против духов злобы поднебесной. Новоиспеченные "помазанники" не удовлетворяются простым отлучением.
Вот письмо от свидетеля допущенной несправедливости. Он пишет: Одного старца из нашей Церкви, участника Отечественной войны, за критику пастора отлучили от общины и предали сатане во измождение плоти. Хотя апостол Павел предлагал употребить этот исключительный вид наказания за грех кровосмешения. Преданный сатане во измождение плоти дедушка, не сожительствовал с родственницей, а страдал незаживающей трофической язвой на голени ноги. После проклятия его церковным Советом и изгнания из церкви, рана покрылась Розовой корочкой и стала заживать. На всех, болеющих за чистоту церкви и подающих голос протеста, такие "служители" как правило, навешивают ярлыки, от которых практически уже невозможно освободиться до конца дней жизни: "блаженный", "больной на голову", "одержимый". Короче полный беспредел, и пожаловаться некому.
А вот ещё одно письмо из Украины. Автор, бывший пресвитер Церкви, которого отлучили за исполнение им своих прямых обязанностей. А все из-за того, что он, как первый пресвитер и организатор этой общины, мешал продвигаться в руководство Церкви, другому пресвитеру, более молодому и перспективному.
В январе 2006 года меня отлучили от церкви. 4 декабря 2005 года у нас в Церкви совершалось хлебопреломление: воспоминание Голгофских страданий Иисуса Христа. Как всегда, молодёжь вела себя расковано, резвилась. В зале, где совершалось Таинство, стоял шум, смех, хождения людей.
Я сделал замечание разбушевавшейся публике. Два служителя брат Ш. и брат Н. написали донос в братский совет и попросили отлучить меня от церкви. По их мнению, я разрушаю Тело Христа, тем, что грубо одергиваю молодых людей во время совершения Причастия. От чего они лишаются благоговейного настроения.
Их просьба, была быстро удовлетворена. Я ничего не понимаю. Я не кричал на них. Я как Пастор призвал общину к соблюдению тишины и порядка в церкви, а меня подвергли дисциплинарному наказанию.
Таких, и подобных им писем, да и случаев таких великое множество. И, как правило, везде имеет место превышение своих полномочий служителем, злоупотребление своим служебным положением.
Почему это происходит? – спросите вы! А потому что де-юре все мы священники, все мы служители, а де-факто, служители сидят в алтаре, на возвышении и диктуют свою благую волю прихожанам, или, если угодно, простым членам Церкви, которые сидят в рядах. А попробуй, возмутись, тут же и отлучат! Что, по мнению многих, является несмываемым пятном на всю жизнь. В некоторых Церквах, отлученных, но покаявшихся и восстановленных не пускают даже в хор. Служителем ты уже никогда не сможешь быть. Сиди себе в рядах до конца дней и головы не смей поднять.
Вот такая проблема, вот такая дилемма. Все это я высказал вам на одном дыхании.

2 комментария:

Виктор Shreder комментирует...

Знаете, Владимир, - всё совершенно справедливо. Как будто прочитал свои собственные мысли, написанные Вашей рукой. И это применимо не только к Евангельским Христианам, но и к Православным Христианам. Правда у последних на этот счёт ещё строже. Хотя, несмотря на всеобщую тенденцию к распространению подобного подхода к вопросам священства и поведению священников, всё же есть светлые исключения. Опять же как среди протестантов, так и среди православных. Воистину, как говорил, если не ошибаюсь, Сталин, - КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ. Я уже молчу об извечной жестокой и кровавой войне между различными конфессиями христиан, но ведь внутри каждой конфессии имеет место подобная грызня, хоть и завуалированная. Как же это печально! Ведь Христос заповедал нам ЛЮБИТЬ друг друга, служить друг другу (как Вы и поёте в своей песне "Дверь"), а не бороться за власть. Вот и задумаешься тут, какие мы (в широком смысле) христиане. И хоть начинать исправлять церковь необходимо с себя, но сердце кровью всё же обливается...

Владимир Сорокин комментирует...

Зайдите на этот сайт:
http://www.simplechurch.com.ua/
Возможно вы найдёте для себя нечто новое...