пятница, 8 февраля 2008 г.

Страх Господень

Сегодня я хочу поразмышлять об одном устойчивом словосочетании, очень часть встречающемся в Библии, таком как, страх Господень. Почему о нём так много говорится в Библии? Что это за страх? Чем он отличается от других страхов? Должны ли мы сегодня бояться Бога? И если да! – то почему?

Как всегда, в основание наших размышлений мы, положим Библию, которая является Словом Божьим и служит для нас непререкаемым авторитетом.
Для начала откроем Книгу Притч, и прочтём из первой главы седьмой стих: «Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление».
Из этого отрывка мы можем сделать вывод, что, боясь Бога, мы поступаем разумно и следовательно, все люди, которые боятся Бога – мудры и находятся на правильном пути, а которые не боятся Бога – глупцы и путь их ведёт в погибель! Думаю, рассуждая так, мы будем правы, потому что в другом месте написано: «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет». Книга Притч десятая глава, стихи двадцать седьмой и двадцать восьмой.
Да! – скажете вы, - но ведь это было во времена Ветхого Завета, когда Бог являлся людям в страшном урагане, разрывающем горы и всепожирающем огне, плавящем камни! А теперь настали другие времена; Бог открылся нам в образе Иисуса Христа, который есть воплощенная любовь и милость?

И как же нам совместить два понятия – Бог есть любовь – и Бог наш, есть огонь поядающий? А может быть, только ветхозаветным святым был нужен страх Господень, чтобы устоять? Может быть это из-за того, что мы знаем Бога в образе кроткого Агнца – Христа, нам уже можно не бояться Бога?
Нет, и ещё раз нет! Как в Ветхом, так и в Новом Завете, это слово обозначает одно и то же. Ибо в Библии есть два термина, которые обозначают страх: один термин обозначает природный страх, когда человек боится грозы, молнии, дикого зверя, смерти, а второй - это сверхъестественный страх, когда он боится Бога. Это совсем другой страх. Это трепет, это благоговение, - это потрясение души, это трепетание перед особой тайной, нечеловеческой тайной Божественного естества. Вот что такое страх Божий.

Мы должны раз и навсегда запомнить, что Бог трансцендентен и непознаваем. Он бесконечно удалён от нас и является Творцом, а мы – Его творением. Мы никогда не сможем проникнуть в Его мысли и исследовать мотивы Его поступков. А как мы знаем, всё что непонятно – страшно! Всё что непознаваемо приводит человека в страх и трепет. Первобытные люди боялись грома, молнии, огня, диких животных, они не знали, отчего происходят землетрясения, бури и штормы, поэтому они обожествляли эти явления живой природы. В наш просвещённый век, почти все явления исследованы и систематизированы. Мы можем видеть, что в них нет тайны и их нечего бояться как чего-то непостижимого и божественного. Да, мы продолжаем бояться всего этого, но это уже не боязнь чего-то сверхъестественного. Это просто естественный страх смерти.

Думаю, что в дальнейшем, мы – дети Божьи, водворяясь в вечные обители Творца познаем много тайн мироздания и существенно расширим свой кругозор, но вот чего мы не узнаем никогда – это тайны нашего Бога, потому что в Библии написано, что – разум Его – неисследим! То есть не подвергается ничьему исследованию. Эти слова вы можете прочесть в Книге Пророка Исайи глава сороковая, двадцать восьмой стих.
Посему, дерзну предположить, что мы всегда будем изумляться, восторгаться, трепетать, восхищаться и преклоняться в благоговейном страхе перед Его силой и мудростью, перед Его могуществом и разумом.

А теперь, давайте посмотрим, нужно ли нам, в наше время, во время благодати, когда всем верующим в Него прощаются грехи, бояться Бога?
Или может быть, страх Божий, это только начало премудрости, которую мы уже имеем во Христе, и нам уже не следует бояться Бога? Давайте прочитаем, что написано о страхе Господнем в Новом Завете?

Откроем наши Библии и прочитаем из Второго Послания к Коринфянам пятая глава, одиннадцатый стих: «Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей». Как видите, Павел здесь увещевает и призывает людей изменить порядок своих мыслей и соответствовать общему умонастроению Апостолов, имеющих страх Господень. На протяжении всего Нового Завета мы видим, как люди неизменно ощущали страх в соприкосновении с Божеством, что и происходило, всякий раз, когда люди реально ощущали присутствие Божье. Как, например, в Деяниях Апостолов после проповеди Петра, когда было сильное действие Духа Божьего и много людей ощутило себя грешниками, будучи обличаемы Духом Святым. Мы читаем сорок третий стих из второй главы Книги Деяний Апостолов: «Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме». А вспомните страх, который напал на всех верующих, когда они увидели мгновенную смерть Анании и Сапфиры?

И всё же, страх Господень, это не просто страх тварного существа перед необъяснимой сущностью вечного Бога, но очень многогранное чувство. Мы знаем, что человеческая любовь - это ответ на любовь Божию. Мы любим потому, что Бог прежде возлюбил нас. Его любовь пробуждает в нас желание любить Его так, как Он возлюбил нас, и любить наших собратьев, как Он любит их.

В любви нет страха; когда приходит любовь - страх уходит. Страх испытывает тот,
кто ждет наказания. До тех пор, пока мы видим в Боге Судью, Царя, Законодателя - в нашем сердце есть место только для страха, ибо от такого Бога мы можем ждать только наказания. Но когда мы узнали подлинную природу Бога, и поняли, что мы Его дети, любовь поглощает страх. Остается только страх разочаровать Его любовь к нам. Это и есть одна из граней страха Господня. Человек, который боится Бога, все время прислушивается к Богу, старается ходить путями, которые угодны Господу. Такой человек живет в смирении. Он признает свою слабость и зависимость от Бога. Он любит Бога и потому боится огорчить своего возлюбленного Отца. Он постоянно стремится узнать волю Божью, для того, чтобы исполнить её.

Вот ещё одна грань Страха Господня. Человек, который боится Бога, уже не боится других людей. Он не боится их осуждения, их порицания и их пересудов. Этот человек не боится природных катаклизмов и приближающейся старости, за которой следует неумолимая смерть. Он не боится всегда, в любой ситуации, возвысить свой голос в защиту Евангелия и назвать грех грехом!

О, если бы люди больше боялись Бога, чем подобных себе! Как много удалось бы им сделать для вечности и как мало причинить вреда себе подобным!

Друзья мои, качество нашей сегодняшней жизни подвергнется испытанию точно так же, как Бог испытывал жизнь израильского народа. А ведь Он очень сильно наказывал их!
Конечно, ждать с нетерпением пришествия Христа - это похвально. Но имейте в виду: после своего воскресения мы все предстанем на суд Христов. Ещё раз обратите внимание, что говорит Павел о суде Христа над нами во Втором послании к коринфянам, глава пятая, стих одиннадцатый: «Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей».
Если вы думаете, что, когда попадете на небеса, Христос вручит вам медаль за то, что вы пятнадцать, или тридцать лет ходили в Церковь, вы заблуждаетесь. Не думаю, что это произойдет. Христос будет судить ваше поведение дома, ваше поведение на работе и в общественной жизни, ваши отношения с людьми окружающими вас. Он укажет вам те постыдные моменты, когда вы шли на сделку с собственной совестью, потому что дорожили общественным мнением больше чем мнением Бога.

Хочу сказать ещё об одной грани страха Господня, посредством которой мы можем избежать великой опасности, – это противостояние гордыне. «Глаза гордые» - один из семи грехов, которые Господь ненавидит более всего. Так свидетельствует нам книга Притчей. Но Бог говорит о гордости не только это. Он увязывает гордость человеческую с моральным состоянием всего общества. Бог всегда стоит на стороне бедных и угнетённых. Послушайте, что говорит нам тринадцатый стих восьмой главы книги Притчей: «Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу». А в Первом послании Иоанна, глава вторая, стих шестнадцатый, сказано: «гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего». Откуда берется гордость житейская? Она исходит от дьявола.

Среди современных верующих есть громадное количество тех, кто гордится своей высокоморальной жизнью! Эти люди ходят с гордым видом, кичась тем, что они спасены! Друзья мои, спасение - не повод для гордости. Спасением нельзя хвалиться. Мы должны благодарить Бога за дарованное нам спасение, а сами - быть кроткими. Неужели вам не стыдно за то, что вы превозноситесь над грешниками – как будто вы получили спасение из-за того, что чем-то были лучше их? А не в силу исключительно благодати Божьей?

А сколько верующих сегодня хвалится именно тем, что некогда были грешниками, а теперь спасены и говорят свысока с обладателями всевозможных пороков! Христос так не делал! Бог дает нам благодать, чтобы смирить нас. Апостол Павел писал Филиппийцам, глава вторая, стих пятый: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». А какие были в Нем чувствования? Он был смиренным и кротким. Евангелист Матфей в одиннадцатой главе, стих двадцать девятый, приводит нам такие слова Иисуса Христа: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем...» Гордость губит многих христиан и делает их свидетельство о Христе бесполезным, не имеющим силы.

Эти люди демонстрируют окружающим свои таланты, но такая показуха - вовсе не то, что нужно Богу. Сооружаемые ими строения – как им кажется из золота, серебра, и драгоценных камней, - то есть из всего, что льстит человеческому глазу, на самом деле являются сооружениями из дерева, сена и соломы. Гордость погубила многих великих людей, и многие верующие именно из-за гордости не добились сколько-нибудь значимых духовных результатов.

Гордость была грехом, вследствие которого сатана пал с неба. Как написано в книге пророка Исаии, глава четырнадцатая, стихи с двенадцатого по четырнадцатый, сатана вознамерился «выше звезд Божиих вознести престол свой... и стать подобным Всевышнему».
Что же такое гордость? Позвольте мне определить этот грех следующим образом: гордость - это такое отношение к жизни, когда человек считает, что способен прожить без Бога.

Но к счастью, мы имеем в Писании множество примеров смирения людей имевших страх Божий, каковых Господь и возвысил и запечатлел в памяти потомков. Авраам – живой пример человека, который всего себя отдал без остатка Богу, и не только себя, но всё что ему было дорого. Уже занесён жертвенный нож, уже готов костёр, но голос Ангела останавливает Авраама, и он тут же отзывается: «Вот я».

Авраам готов слушать даже тогда, когда напряженность достигла наивысшего предела. Его вера была способна слушать среди чрезвычайного потрясения. И это вознаграждается Богом. Он запрещает Аврааму поднимать руку на отрока. И тут Господь, смысл требования Которого для Авраама был загадкой, открывает ему Свои сокровенные мысли: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога». Следовательно, смысл всего происходившего заключался в том, чтобы сохранить страх Господень в самых ужасных и стесненных обстоятельствах жизни. Здесь открывается глубина веры Авраама.
Здесь открывается ещё одна грань страха Господня. Ходить в страхе Божьем означает: ничего не оставлять для себя, но все отдавать Богу.

Мы должны отдать Ему не только свои грехи, не только то, что приобрели своими силами (как Авраам Измаила), но и то, что даровано нам Самим Богом (как Аврааму Исаак). Господь имеет право требовать от нас этого, как сказал Иов: «Господь дал, Господь и взял» Книга Иова, первая глава, двадцать первый стих.

Человеку, ходящему в страхе Божьем и отдающему все без остатка, даруется жизнь вечная, взамен той, временной, которую ради Бога он готов был отдать.
Цените дарованное вам от Господа спасение и ходите пред Богом в страхе и трепете. Всегда помните, как непомерно высока цена, которую заплатил за вас Христос! Бойтесь огорчить Его своим равнодушием и эгоизмом, бойтесь предстать перед Ним и увидеть Его любящие глаза, смотрящие на вас с укоризной!

Комментариев нет: